На главную

Самое трудное — начинать
18 Ноября 2019, 16:35
Самое трудное — начинать

Как создать классический банк и стать экосистемой для решения задач клиента — Николай Попов, основатель банка «Хлынов», в преддверии своего 95-летия, и Илья Прозоров, председатель правления, в преддверии 30-летия компании.

Родился 10.12.1924 г. в деревне Зверево Санчурского района. Всесоюзный финансово-экономический институт. В банковской сфере с 1945 г. Прошел путь от кредитного инспектора отделения Госбанка до Председателя Правления ОАО КБ «Хлынов». Занимал должности управляющего Кировской областной конторы «Стройбанка», затем — начальника Кировского областного управления «Промстройбанка». В 1990 году избран на должность Председателя Правления Кировского кооперативного банка (сейчас банк «Хлынов»). Участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен. Почетный гражданин г. Кирова. Имеет звание «Заслуженный экономист РСФСР».
Николай Васильевич Попов

Открыл банк, когда вышел на пенсию

— Как решил создать банк? Спонтанно. Не думал, что на пенсии буду продолжать работать. Трудился 60 лет, хотелось отдохнуть. Я заработал право на это, уже получал персональную республиканскую пенсию. И 89-ом году, сложив полномочия руководителя отделения «Промстройбанка», поехал отдохнуть в санаторий во Владивосток. Вернулся — и неожиданно получаю приглашение прийти в обком партии.

Началась перестройка, и было принято решение о создании кооперативного движения. Для его обслуживания в Кировской области требовался банк. Я только что закончил работать в этой сфере, поэтому открыть коммерческую структуру предложили именно мне. Правильно и сделали. Параллельно с нами стали создаваться другие банки, руководители которых были абсолютными непрофессионалами. Я убежден: каждый должен заниматься своим делом.

А справлюсь?

Какие качества надо иметь, чтобы решиться на новое? Главное — ты обязан перед собой поставить вопрос: «А справлюсь ли? Готов ли нести ответственность за свои дела?»

Еще нужна дальновидность. Плохо, когда люди думают только на час вперед, а потом — трава не расти. Не нужно искать сиюминутных выгод, не нужно хотеть все и сразу. И надо быть готовым ко всему.

Смотришь в глаза — бегают ли...

Самым трудным было начинать. Только три раза в Москву ездил, чтобы согласовать все документы. Знаете, для организации банка нужно много. Надо иметь деньги, помещение, кадры, инструкции... Но учитывая, что был опыт, связи с руководителями правительства, клиентами... Плюс секретарь обкома сказал, что помогут... Но это только слова — все пришлось делать самому, с нуля.

Когда набирал команду, с каждым беседовал. Из вопросов, которые я задаю, можно определить, набивает себе цену человек, просто пытается получить кредит и ищет к этому пути или серьезно желает у нас работать. Интуиция подсказывает. Смотришь в глаза — бегают ли... Жить и трудиться надо честно и добросовестно… Доверять надо. Но и проверять…Это сложная работа — с людьми.

Всегда действую незамедлительно

Немолодой уже был, не 30 лет. А что делать? Систему надо поставить. У меня была разработана схема: каждый день к 12 часам приносили отчет о том, как вчера сработали. Тут и проблемы выясняются, и нерешенные вопросы.

Как правильно принимать решения? Быстро или взвешивать? Все зависит от сложности задачи. Но предпочитаю действовать незамедлительно. При этом страха ошибки нет, есть конкретная анатомия принятия решений. Банк несколько раз оказывался на грани банкротства. Часто из-за ситуаций, от нас не зависящих. Например, кризисы. Случилась деноминация, и народ побежал забирать вклады, а вклады для нас — кредитные ресурсы. Если не приостановить процесс изъятия денег, банк может оказаться на грани. Мы вынуждены были принимать быстрые меры, вплоть до того, что шли в народ, к дверям банка, и агитировали людей открывать вклады. Или еще ситуация. Мы уже имели банкоматы, и многие получали вклады через них. И упаси бог, если банкомат перестанет выдавать деньги. Значит, у банка дела плохи. И мы вынуждены были по несколько раз в день привозить операционную наличность и заполнять ей аппараты. Ни на день не остановили выдачу денег. Прошло три-четыре дня, и народ понял, что надо поверить банку, процесс остановился. У многих же потребности в снятых деньгах не было, только страх и желание — пусть мои средства будут рядом, под подушкой. Через какое-то время часть вкладчиков принесли деньги обратно.

Люди на улице подходят, благодарят

Самое главное — это обязательность: и банка, и человека данному слову, договору. Почему банк «Хлынов» и сейчас имеет отличную репутацию? Потому что мы не обманули ни одного вкладчика. Всегда находили возможность решить проблему.

Даже сейчас, когда я на пенсии, люди подходят на улице и благодарят, что сберегли их деньги. Авторитет банка «Хлынов» и тогда, и сейчас очень высокий. Банк уже 30 лет убеждает не словами, а делом.

28.04.1981 г. Московская государственная юридическая академия (специальность «Юриспруденция»). 2004-2008 гг. — юрисконсульт, начальник юридического отдела ОАО «ИМПЭКСБАНК», ЗАО «Райфайзенбанк». С ноября 2008 г. — начальник юридического отдела банка «Хлынов». С февраля 2011 г. — зам. председателя правления банка «Хлынов». С сентября 2011 г. — по наст. время — председатель правления банка «Хлынов».
Илья Павлович Прозоров

Вошли в топ-100 банков России

— В 2019 году банк «Хлынов», как и всегда, был отмечен на экспертном уровне — мы укрепили позиции в рейтингах. Крупнейшее в России агентство «Эксперт РА» (RAEX) подтвердило рейтинг кредитоспособности банка «Хлынов» на уровне ruВВВ-, он изменился со стабильного на позитивный. Это результат настойчивой и планомерной работы команды банка: мы реализуем стратегию развития. В частности, такой рейтинг позволяет выдавать банковские гарантии и участвовать в финансировании застройщиков через эскроу-счета.

Помимо этого, «Хлынов» входит в топ-100 банков России по вкладам и кредитам физических лиц. На 1 октября мы занимали 132 место в российском рейтинге банков по размеру активов. За год мы поднялись на 11 позиций. Это очень хороший результат.

В октябре 2019 года компания Naumen представила результаты VII ежегодного исследования доступности и качества обслуживания в контактных центрах российских банков. Наш контакт-центр вошел в тройку лидеров в категории банков с активами до 100 млрд. Получается, мы свободно конкурируем с федералами в обслуживании клиентов по телефону.

Открыли офисы нового поколения

Будущее банков, которое началось уже сегодня, — это цифровизация услуг. Мы это понимаем, но пока не хотим становиться IT-компанией с набором финансовых сервисов. «Хлынов» остается универсальным банком с собственным капиталом, системами принятия решений и управления персоналом. Это позволяет нам быть банком №1 в Кировской области, при этом завоевывать новые территории. Мы появились в Марий Эл, Чувашии и Удмуртии. Благодаря уже отработанным технологиям можем легко выйти и открыть представительства в любом регионе России.

2 000 заявок онлайн

При этом мы уходим от традиционного представления о банке, как о статичной структуре. Сегодня «Хлынов» — это экосистема сервисов для решения повседневных задач, причем не важно, личных или профессиональных. Банк всегда рядом, он сопровождает своих клиентов, потому что находится в их мобильных устройствах. Это один из главных трендов развития банковского бизнеса — мobile first. Человек получает максимум финансовых услуг в своем смартфоне, планшете или компьютере в любой точке мира, где есть Интернет. Уже сейчас около 2 000 клиентов каждый месяц оставляют заявки на кредиты, ипотеку, открытие расчетных счетов онлайн, на сайте банка «Хлынов»и нашем Интернет-банке.

Биометрия вместо личного посещения

При переходе на онлайн-обслуживание встает вопрос об идентификации клиента. Всем привычно личное посещение офиса банка и предъявление паспорта. На смену этому сейчас приходит биометрия, скоро не потребуется присутствие, и не нужно будет предоставлять документы. Данные о всех клиентах будут храниться в Единой биометрической системе (ЕБС). Сдать свои биометрические данные (голос, изображение) сегодня можно в офисах банка «Хлынов». Вся процедура занимает несколько минут.

Омниканальность

Мы уделяем особое внимание выстраиванию коммуникаций с клиентами: сайт банка, мессенджеры, телефон Информационного центра, социальные сети. Мы всегда открыты к диалогу и прислушиваемся к мнению людей. Наш клиент может обратиться в Банк через любой удобный для него канал коммуникаций и получить ответ на свой вопрос, высказать свое мнение или приобрести услугу.

Скоринг, платежи по номеру мобильного и доставка до дома

В планах несколько важных вещей, о которых стоит рассказать уже сейчас. Во-первых, по заказу банка разрабатывают математическую скоринговую модель с использованием технологий машинного обучения. Эта модель существенно ускорит рассмотрение кредитных заявок при этом мы не потеряем в качестве принятия решений.

Во-вторых, мы работаем над системой быстрых платежей. Этот сервис позволит мгновенно переводить деньги по номеру мобильного телефона. Услуга будет доступна уже в первом квартале 2020 года.

И еще. В следующем году клиенты смогут получить потребительский кредит, кредитную карту или открыть расчетный счет в удобном для себя месте, без посещения офиса банка. Таковы современные стандарты банковского обслуживания.

Оригинал статьи напечатан в журнале «Бизнес Класс» №11 (130), ноябрь 2019 г.

Источник: bk43.ru